Каждый из нас когда-то встретился со своим первым классом, с которого все и началось. К моменту встречи с этим классом я, имея диплом учителя начальных классов, и уже достаточный опыт работы с детьми, некоторое время не работала в школе. Но я всегда знала, что школа-это мое и я обязательно сюда вернусь.

Когда я увидела своих новых учеников, то сразу поняла, что на спокойную жизнь рассчитывать нечего. Слишком разными были тогда мои детки. Казалось, невозможно найти какие-либо точки соприкосновения. Да и родители, «тряслись» над каждым своим чадом в отдельности и никак не хотели признать, что мы должны стать коллективом единомышленников.

Наша школа работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для них характерны: недостаточная дифференцированность ощущений, нарушенное различение цветовых оттенков, замедленный темп сенсорного восприятия, сужение объема зрительно воспринимаемого материала, нарушение памяти и мышления. Нарушенное чувственное самопознание (ощущение, восприятие) не позволяет ребенку получить полноценные знания об окружающих его предметах и явлениях.

Детей с ограниченными возможностями здоровья отличает низкая эмоциональная и мотивационная зрелость, отсутствие чувства долга и ответственности. Кроме того, дети приходят в школу со слабым физическим здоровьем. Зачастую нарушена координация движений, плохо развита моторика, повышена утомляемость.

У родителей, воспитывающих особенного ребенка, несмотря на многообразие и вариативность отклонений от нормы, много общего. Все они живут со своей проблемой, которая в большинстве случаев только их. Семье и ребенку с ОВЗ свойственно искажение субъективного образа действительности — представлений об отношении к себе и окружающему миру в целом. В качестве психологической защиты появляется отчуждение и нарушается адаптация человека к жизни. Поэтому и казались они, каждый маленьким испуганным зверьком не умеющим общаться друг с другом. Конечно же, огромный отпечаток на формирование у моих деток навыка общения наложили и условия их жизни в семье. Каким образом ребята, которые родились и растут в тяжелых условиях (бедность, социальная неустроенность, стрессы и другие «вредности»), могли сохранить психологическую устойчивость и стремление к полноценной жизни? Как же помочь такому ребенку успешно адаптироваться к школе и активно включиться в образовательный и воспитательный процесс?

Причем некоторые из них, казалось бы, ничем в своей семье не обделенные, показывали полное отсутствие навыков социализации.

Работа в коррекционной школе показала, насколько важна для наших «особенных» деток и их родителей помощь в социальной адаптации к окружающей среде.

Лично для меня очень показательны были два случая из практики. «Идем на экскурсию. Навстречу нам идет мужчина и жует гамбургер. Вдруг один из детей вырывает его из рук и быстро съедает. У меня и у мужчины шок…» И это ребенок из самой, как мне казалось, благополучной семьи в классе. Или еще один случай:

«Пишем мини-сочинение на тему «Зимние забавы». Во время предварительной работы дети зачитывают свои зарисовки к сочинению. Вдруг слезы. Рыдает Коля: «Я никогда не катался с горки!» Мальчику 10 лет и папа не работает, мог бы, наверное, хотя бы пару раз за зиму сводить своих детей на горку. Эти два случая заставили меня пересмотреть план воспитательной работы и внести значительные коррективы.

Я поняла, что мои детки, как никакие другие нуждаются в усиленной работе в социальном направлении. Воспитание и социализация младших школьников, содержание их деятельности должны раскрывать пути решения и выхода из сложных ситуаций.

Результаты исследований известного психолога Баррета показали, что даже маленькие дети могут справляться с «навалившимися» социальными стрессорами, если они сохраняют привязанность к своим семьям, а их родители продолжают грамотно выполнять функции защиты и обеспечения стабильности, в период общественных потрясений или при воздействии на семью иных отрицательных факторов роль взрослого в плане влияния на психологическое развитие ребенка многократно возрастает.

Надежность и отзывчивость родителей и педагогов — это главная опора для обретения ребенком жизнестойкости- «мужества быть» даже в самых трудных условиях. Ребенок должен ощущать себя вовлеченным в общественную деятельность, тогда он получит удовлетворение от собственной деятельности. Это придаст ему силы и мотивирует к реализации, лидерству, здоровому образу мыслей и поведению. Поможет считать себя не одиноким, а вовлеченным в поддерживающий его социум; значимым и достаточно ценным для того, чтобы принимать участие в решении жизненных задач, несмотря на наличие помех и стрессов.

Приятие риска-уверенность человека в том, что все происходящее способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта- позитивного или негативного. Отрицательные события воспринимаются как вызов и испытание и побуждают к поиску решения.

Эти факторы и стали решающими в нашей совместной с родителями и детьми работе по формированию нашего коллектива. Во главу угла мы ставили очень важную для нас цель: научить наших деток жить без нас. Оглядываясь назад, я постепенно поняла, что детскому сознанию особенно дороги традиции, помогающие ухватить и мысленно подчинить себе течение жизни. Традиции, привязанные к определенным дням недели, временам года или праздникам, как-бы структурируют жизнь, превращают медленную реку времени, в которой так легко тонет детское сознание, в приятную дорогу с остановками и вехами. Идя по этой дороге, узнаешь свой мир, знакомый и любимый. В нем есть то, что никогда не уйдет, нечто незыблемое и дорогое: мама и папа, семейные праздники, книжка на ночь…

С семейных традиций начинается жизнь. Возможно, они останутся самым дорогим воспоминанием, станут символом идеального мира, и ребенок, став взрослым будет стремиться воспроизвести его для своих детей. Мы начали формирование наших собственных традиций. А что, как не совместно организованный и проведенный праздник, может стать ярким примером формирования дружеских отношений между детьми и взрослыми. Где как ни в совместной подготовке ребенок сможет ощутить неоценимую, ненавязчивую помощь со стороны взрослых. Увидит, как можно безконфликтно разрешить спорную ситуацию, да и просто лишний раз побудет рядом с чьим-то папой (а он у нас был один на всех, да и то не папа, а дедушка). Вот и стали наши классные праздники, которые проводились не только в школе, но и на нейтральных территориях традицией, научили наших деток общаться друг с другом внутри коллектива и вне его. Пусть наших праздников было не так много, я думаю, что любой из них стал ярким незабываемым фейерверком в памяти наших деток.

Мне хотелось бы поделиться одним из них. Это один из совместных праздников «Веселая пиратская вечеринка».

tkachenko1

Каждый учитель ищет свои пути к созданию условий, способствующих более качественному развитию и воспитанию ребенка.
Старайтесь работать так, что бы вашим детям было хорошо рядом с вами, а вам рядом с ними. Внимательно наблюдайте за своими учениками и записывайте эти наблюдения. Они пригодятся для работы и планирования в дальнейшем.
Не забывайте о том, что класс – это сложная система, которая будет по-настоящему эффективной только тогда, когда каждый человек, соприкасающийся с ней или входящий в нее: ребенок, учитель, родитель, гость, прохожий будет счастлив.
У каждого класса свое лицо, своя изюминка. Счастье вовремя ее разглядеть.