Образование: высшее — ТГПИ им. В. И. Ленина, специальность русский язык и литература, специальность – педагогика и методика начального обучения.
Педагогический стаж: с 1981 года.
Стаж работы учителем: 31 год.
Квалификационная категория: высшая категория с 1999 года.

Анализ педагогической деятельности

Я, Солдаткина Наталья Евгеньевна, работаю в коррекционной педагогике (школа VIII вида и школа VII) 17 лет. Мой общий педагогический стаж 31 год. Главной целью своей педагогической деятельности считаю овладение учащимися системой доступных знаний, умений и навыков. Необходимых в повседневной жизни, социальную адаптацию в условиях современного общества.

Своей основной задачей вижу создание условий для развития и коррекции личности ребенка, личностный подход в формировании «Я – концепции»: «В каждом ребенке чудо; ожидай его! Гуманно – личностный подход педагогики сотрудничества мне очень близок, так как обращает учителя к личности ребенка, к его внутреннему миру.

Главным в моей работе считаю разбудить, вызвать к жизни внутренние силы ребенка с ограниченными возможностями здоровья, вызвать к жизни его незатронутые, сохраненные, что есть у него, обнаружить резерв здоровых ненарушенных задатков и постараться их развить. Думаю, что самое главное в работе учителя, чтобы взрослый и ребенок действовали вместе, были сотоварищами. Партнерами, смогли составить союз более старшего и опытного с менее опытным.

Биологический дефект развития детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения высших отделов коры головного мозга, эмоционально-волевой сферы) делает их не менее индивидуальными, более того, формирует личность более неповторимой. Я верю в то, что каждый ребенок талантлив, нужно только видеть в нем, уникальную личность, нужно уважать ее, понимать, верить в нее. Нужно верить в то, что каждый ребенок обладает возможностями, способностями, которые при определенных благоприятных условиях, с помощью взрослых может развиться с такой степени, что станет его новым качеством. Я стараюсь создавать каждому ученику ситуацию успеха, одобрения, доброжелательности. Поддержка, сделанная педагогом: «не робей не бойся я с тобой. У тебя все получится, мы научимся это делать, ты умеешь, я помогу тебе…» — Вызывает у ребенка чувство психологической защищенности, которая облегчает любой шаг в неизведанное. В своем классе я создаю доброжелательную обстановку, в которой каждый чувствует себя комфортно. Дети с ограниченными возможностями здоровья эмоционально восприимчивы, поэтому в общении с ними стараюсь употреблять доброжелательный тон, ласковые имена, тогда они легко идут на контакт.

Методы общение учителя и ученика многогранны. Мне наиболее импонирует убеждение, уважение, доверие. Ребенка я принимаю таким, какой он есть, ведь каждый ребенок уникален. В своей деятельности я придерживаюсь принципа Е. Н. Ильина «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать».

В своей работе я применяю технологии развития творчества И. П. Волкова, И. П. Иванова, Г. С. Альтшулера. Это позволяет мне раскрыть индивидуальные способности детей и строить учебный процесс, направляя его на стимулирование их творческой активности. Подбираю для учащихся варианты заданий на основе диагностического прогноза, что способствует выявлению и развитию их творческих возможностей. Успешно развиваю литературные, театральные и художественные способности своих учеников. Включаю элементы творчества практическую деятельность – это помогает каждому ребенку обнаружить в себе автора, способного создать творческие работы. Для развития познавательных способностей используя методику И. С. Якиманской (личностно-ориентированное развивающее обучение).

Активно использую я и игровые технологии, т. К. считаю их наиболее эффективным средством для активизации эмоциональных и физических способностей детей. В игровой форме дети легче усваивают знания, приобретают умения. Применяемые элементы технологии развивающий игр П. Б. Никита технологии саморазвития.

Монтессори способствует развитию у детей мышления, памяти, учат их быть внимательными, развивают умения контролировать себя. Я постоянно ищу новые формы работы, провожу уроки и внеклассные мероприятия в нетрадиционной форме, с использованием различных игр для того, чтобы заинтересовать детей, повысить интерес учеников к своим предметам. Работая много лет с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разработала систему коррекционных игр, заданий, упражнений для развития психофизических функций и эмоционально-волевой сферы детей. Также мною составлены программы: «Психологический практикум». «Игротерапия», «Внеклассное чтение». Их цель создать условия для развития коррекции личности, помочь детям успешно адаптироваться в школе.